Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности ТРИЗОРИК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 общеобразовательного вида с приоритетным
осуществлением социально-личностного развития детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С
ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № от 30 августа 2024г.

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С
ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
DN: c=RU, st=Свердловская область, street=ул. Рабочая, д. 10, l=Тавда, title=Заведующий,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД № 2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ",
1.2.643.100.1=120D31313336363736303031303736,
1.2.643.100.3=120B3032373735383136373835, 1.2.643.100.4=120A36363736303032333436,
1.2.643.3.131.1.1=120C363633343030373638363330, email=2.madou@mail.ru,
givenName=Ольга Владимировна, sn=Овешкова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Дата: 2024.09.06 15:43:48 +05'00'

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МАДОУ «Детский сад № 2»
от «30» августа 2024г. № 97

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТРИЗОРИК»
Возраст обучающихся 3-7лет
Срок реализации: 4 года

Автор - составитель:
Атоманова Ольга Владимировна,
педагог-психолог

г. Тавда

Содержание:
1.

2.

3.

Комплекс организационно-педагогических условий

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

7

1.3.

Содержание Программы

8

1.4.

Планируемые результаты

16

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1.

Условия реализации программы

17

2.2.

Форма аттестации/контроля и оценочные материалы

18

Список литературы

20
Приложение 1 21

1. Комплекс организационно-педагогических условий
1.1. Пояснительная записка
Программа

«ТРИЗОРИК»

(далее

Программа)

предназначена

для

дополнительного образования детей дошкольного возраста. Основной целью
является активизация творческих способностей детей путем развития у них
творческого стиля мышления на основе использования инструментов теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ). Для формирования объективного
мировидения дети знакомятся с рядом закономерностей развития систем,
изучают основы алгоритмического подхода к решению задач.
Программа ориентирована на:
 обучение исследовательской деятельности на основе ТРИЗ;
 развитие продуктивного управляемого воображения;
 формирование системного диалектического мышления;
 формирование качеств творческой личности.
Направленность программы:
Программа является естественнонаучной направленности
Актуальность:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой
личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в
различных областях деятельности.
Цель ТРИЗ педагогики – не просто развить фантазию детей, а научить
мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитанию у
детей качеств творческой личности, способной понимать единство и
противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным

положением

концепции

ТРИЗ

по

отношению

к

дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая
ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С.
Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той
мере, в какой она становится его собственной.

Программа «ТРИЗОРИК» – это программа коллективных игр и
занятий. Детей учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений
и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению.
Современные дети должны быть инициативными, самостоятельными,
любознательным, с развитым воображением, положительным отношением к
себе и другим, способным к волевым усилиям, уверенным в своих силах.
Сформировать
позволяют

выше

игровые

указанные
методы

и

личностные
приемы,

качества

формы

дошкольника

сотрудничества

и

интерактивные средства, используемые в ходе реализации задач программы
«ТРИЗОРИК». Педагогическая целесообразность использования данной
программы

обоснована

тем,

что

ведущей

деятельностью

у

детей

дошкольного возраста является игра - именно в игре и реализована
технология ТРИЗ. Играя, ребёнок развивает творческое мышление, учится
создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону. Технология
ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать
происходящие

процессы.

Это

достигается

в

ходе

коллективных

и

индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности
ребёнок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые
свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение
противоречий — это ключ к творческому мышлению. Таким образом,
программа «ТРИЗ для дошкольников» может удовлетворить потребности
родителей и потребности дошкольников в решении актуальных для них задач
– развитию мышления, интеллектуальных способностей, воображения
ребенка, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению
нестандартных задач, готовой к самостоятельному и творческому решению
проблем.
Отличительные особенности программы в том, что методы ТРИЗ,
которые используются в совместной деятельности детей и педагога в форме
дидактических,

подвижных

и

сюжетно

–

ролевых

игр,

проектной

деятельности, а также в форме свободного общения и диалогов, позволяют
обучать детей технологии творчества.
В

процессе

изобретательских

овладения

задач

инструментами

приобретаются

не

теории

только

решения

навыки

решения

творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Адресат программы: Занятия проводятся с подгруппой обучающихся 3-4,
4-5,

5-6,

года

6-7

жизни

посещающих

группу

общеразвивающей

направленности.
Возрастные особенности 3-4 года жизни.
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым,
неустойчиво, кратковременно. Возникает новая форма общения со взрослым
– общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную
со
В

взрослым
младшем

познавательную

дошкольном

возрасте

деятельность.

осуществляется

переход

от

исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной
обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной
от

наглядной

ситуации)

речи.

В

развитии

познавательной

сферы

расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки
ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по
назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители
и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются
качественно

новые

восприятие.

В

свойства

практической

сенсорных

процессов:

деятельности

ощущение

ребенок

и

учитывает

свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 23

форм;

может

выбрать

из

3-х

предметов

разных

по

величине

«самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и
т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением,
а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.
Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка
носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок

может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам
способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его
интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет
прослеживать.
Возрастные особенности 4-5 года жизни.
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую
ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это
вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем
развитии ребенка.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления
познавательной активности детей:
Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за
пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и
событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы
представлений;
Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития
позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном
развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные
представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького
ребенка, но очень приятное и интересное.
Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание
разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них
«смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.
Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать
элементарные связи в зависимости между отдельными событиями,
явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже
находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет,
притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с
увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию»
красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться
избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком,
направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Возрастные особенности 5-6 года жизни.
У детей расширяются представления о времени и пространстве. Этот возраст
характеризуется

целенаправленностью

психических

процессов,

увеличивается участие воли. Важна результативность выполнения любого
задания.

Возникает

обескураживают

их.

стремление

к

Накапливаясь,

самостоятельности,
безуспешные

но

усилия

неудачи

порождают

неуверенность. Важно определять степень сложности задания и его объем,
мотивацию, интерес. В этом возрасте у ребенка развиваются элементы
логического мышления. Они способны анализировать и моделировать
логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на
полученные знания.
Становится

целенаправленной

деятельность,

происходит

развитие

произвольных психических процессов: памяти, внимания мышления.
При выполнении каких-либо заданий или бытовой деятельности характерно
доведение до конечного результата. Пятилетний возраст характеризуется
расцветом фантазии. Заметить и развивать способности ребенка, создавать
развивающую среду, в которой каждый воспитанник может проявить себя и
раскрыть свой талант.
Возрастные особенности 6-7 года жизни.
В этом возрасте дети уже приобретают навыки организованности, умение
контролировать себя в процессе выполнения какой-либо деятельности. Уже
развито умение элементарного планирования, но нет согласования своего
плана с окружающими. Достижение для ребенка имеет лишь тот результат,
который достигнут усилиями самого ребенка. В этом возрасте у ребенка
развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать
и моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом им материале,
с опорой на полученные ранее знания. Становится целенаправленной
деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов:
памяти, внимания, речи. При выполнении каких-либо поручений или
бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.

Программа разработана на нормативно-правовых основаниях:
–

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция).

–

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г.
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта.

–

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)».

–

Концепция развития психологической службы в системе образования до
2025 года, утвержденная Министром образования и науки Российской
Федерации 19.12.2017 г.

–

Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998 г. № 20-5807ИН/20-4

«Об

учителях-логопедах

и

педагогах-психологах

образовательного учреждения».
–

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 No 06–1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
При разработке содержания программы «ТРИЗ для дошкольников»

учтены следующие педагогические принципы:
1) Принцип свободы выбора. В любом обучающем или направляющем
действии представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями:
выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе
строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной
ответственностью за свой выбор. Человек с большей охотой делает то, что
сам предложил.
2) Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать
их границы, «использовать в решении открытые задачи», т.е. задачи,
стимулирующие

самостоятельное

генерирование

идей,

постоянное

втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его

проблем.
3) Принцип деятельности. Освоение обучающимися знаний, умений и
навыков преимущественно в форме деятельности. Надо стимулировать детей
решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в
качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов
решения задач.
4) Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс
обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
5) Принцип идеальности. Максимально использовать возможности,
знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности
и уменьшения затрат в процессе образования. Имеется в виду согласование
содержания и форм обучения с интересами детей (мотивация). Принцип
идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип «Сам» - это
один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само,
без затрат и без расплаты – идеально!
Режим занятий: 1 раз в неделю
Объем программы: 36ч.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровневость: стартовый
Форма обучения: подгрупповая
Виды

занятий:

игры

(подвижные,

дидактические,

сюжетно-ролевые,

интерактивные), свободное общение, диалоги, наблюдения.
Формы подведения результатов: оценивание результатов осуществляется
как на каждом занятии (похвала за инициативу и т.п.), так и на итоговых
(статистическая обработка результатов).
1.2.

Цель и задачи Программы

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей с
применением инструментов ТРИЗ технологии.
Задачи Программы:
Образовательные (предметные):

- формировать первичные представления об объектах окружающего
мира;
- формировать представления детей о внешних свойствах объекта по
признакам (форма, цвет, влажность, рельеф и т. д.)
- формировать познавательную активность, умение решать творческие
задачи;
- обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
- знакомить детей с неживой природой через методику «маленьких
человечков»;
- формировать навыки речевой творческой деятельности – создание
образных характеристик объектов (сравнения, метафоры, рифмованные
тексты);
- расширять кругозор и элементарные представления об окружающем
мире.
Развивающие (метопредметные):
- развивать творческое воображение и мышление;
- развивать умение описывать объект через признаки предмета и их
значение;
- развивать творческое воображение и мышление;
- развивать умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать
свою точку зрения;
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные (личностные):
- воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость;
-

воспитание

эмпатии,

организованности,

самостоятельности,

аккуратности;
- формирование; культуры общения.
- воспитывать интерес к решению задач, потребности в развитии
личных творческих способностей.

1.3.

Содержание программы

Учебный (тематический) план для обучающихся 3-4 года жизни.
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Мониторинг

2

2.

Признак влажности

4

2

2

3.

Признак температуры

4

2

2

4.

Признак цвета

4

2

2

5.

Признак размера

3

1

2

6.

Признак части

4

2

2

7.

Признак формы

3

1

2

8.

Признак количества

4

2

2

9.

Признак рельефа

4

2

2

10.

Признак веса

4
36

2
16

2
20

2

Форма аттестации/
контроля
Наблюдение,
игровая ситуация
Игровая ситуация,
беседа,
Экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
Экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3-4 года
жизни

№

Дата

1.

Сентябрь

Октябрь

3

Ноябрь

Тема занятия
Признак влажности

Кол-во
часов
1

Признак влажности

1

Признак влажности

1

Признак влажности

1

Признак температуры

1

Признак температуры

1

Признак температуры

1

Признак температуры

1

Признак цвета

1

Признак цвета

1

Признак цвета

1

Признак цвета

1

Признак размера

1

Форма контроля
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,

4

5

6

7

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Признак размера

1

Признак размера

1

Признак части

1

Признак части

1

Признак части

1

Признак части

1

Признак формы

1

Признак формы

1

Признак формы

1

Признак количества

1

Признак количества

1

Признак количества

1

Признак количества

1

экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,

8

9

Апрель

Май

Признак рельефа

1

Признак рельефа

1

Признак рельефа

1

Признак рельефа

1

Признак веса

1

Признак веса

1

Признак веса

1

Признак веса

1

Мониторинг

2

экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность

Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся 3-4 года жизни
1. Признак влажности
Теория: Знакомство с признаком влажности.
Практика: «Поиск» значения признака «влажность» в ближайшем
окружении, поиск его значения в объектах. Например: «Подоконник, какой
ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Педагог
побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце
мокрое по влажности». Активизация словаря: в речь ребенка включаются
прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия:

мокро, сухо, влажно и т. д. Внесение значка, который схематично изображает
признак «рельеф».
2. Признак цвета
Теория: Знакомство с признаком цвета.
Практика: поиск значения признака «цвет». Например: «Пирамидка, какая
ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета одежда?» Дети
всматриваются в объекты и дают описание: «Пирамидка красная по цвету».
«Радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый». «Одежда – разная по цвету». Активизация словаря: в
речь ребенка включаются слова: одноцветный, разноцветный, бесцветный,
цвета, как товарный знак (синий, красный, желтый и др.). Цвета, как
сравнительное описание (малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.).
Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и
т. д. Педагог задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать цвет
объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник умной
головы».

Внесение значка, который схематично изображает признак

«цвет».
3. Признак размера
Теория: Знакомство с признаком размера.
Практика:

Организовать

«поиск»

значения

признака

«размер»

в

ближайшем окружении. Поиски значений признака. Например: «Береза на
нашем участке высокая. Она выше нас. Муравей маленький, он меньше нас»
«Змея длинная, она длиннее червяка». «Бегемот толстый, он толще
обезьяны». Активизация словаря: в речь ребенка включаются наречия:
далеко, близко, толще, тоньше, глубоко, мелко и др.
большой,

маленький,

гигантский,

мизерный,

Прилагательные:

огромный,

широкий,

широченный и др. Проверить усвоение детьми имени признака «размер» с
помощью вопросов. Педагог задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы
узнать размер объекта?». Дети: «Посмотреть на объект и если точнее узнать,

включить других помощников умной головы». Внесение значка, который
схематично изображает признак «размер».
4. Признак части
Теория: Знакомство с признаком части.
Практика: Организовать «поиск» значения признака «часть» и устройство
частей (структура) в ближайшем окружении. Например: «Береза состоит из
ствола и веток. Корни у березы внизу, под землей. Листочки на ветках», «У
рыбки есть туловище, впереди голова, сзади хвост, на голове глаза и рот».
Дети смотрят, по необходимости включают другие анализаторы и сами
говорят: «У березы и рыбке есть части и они расположены в определенном
порядке».

Активизация

словаря:

в

речь

ребенка

включаются

существительные, обозначающие части объекта: нога, хвост, ствол, ветка,
лужайка, лес, город, стол и т.д. д. Наречие и предлоги, как обозначение
местонахождения частей в объетах.

Педагог задает вопрос детям: «Что

нужно сделать, чтобы узнать про части объекта и их расположение?» Дети:
«Посмотреть на объект и если точнее узнать, включить других помощников
умной головы». Внесение значка, который схематично изображает признак
«часть».
5. Признак формы
Теория: Знакомство с признаком формы.
Практика: Организовать «поиск» значений признака «форма» в ближайшем
окружении. Например: «Песочница по форме похожа на квадрат», «Игрушка
Вини-Пуха по форме похожа на шарик», «Лес вдали по форме похож на зубы
акулы». Активизация словаря: в речь ребенка включаются существительные:
названия эталонов форм. Прилагательные: вытянутая, округлая, фигурная,
бесформенная и др. Педагог задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы
узнать форму объекта?». Дети: «Посмотреть на объект или обследовать
руками. Глаза и руки – помощники умной головы».
который схематично изображает признак «формы».

Внесение значка,

6. Признак количество
Теория: Знакомство с признаком количество.
Практика: Организовать «поиск»

значений признака «количество» в

ближайшем окружении. Например: «Береза на нашем участке одна, а детей
много»,

«машинок

мало,

по

количеству,

а

кубиков

много».

Сформированные навыки счета позволяют ребенку пересчитать объекты и
сравнить количество. Детей четверо по количеству и столько же карандашей.
Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: пустое,
полное и т. д. Наречие: много, мало и т. д. Педагог задает вопрос детям:
«Что нужно сделать, чтобы узнать количество объекта?», «Какое количество
объектов?». Дети: «Посмотреть на объект и если точнее узнать, включить
других помощников умной головы». Внесение значка, который схематично
изображает признак «количество».
7. Признак рельефа
Теория: Знакомство с признаком рельефа.
Практика: Организовать «поиск» значений признака «рельеф» в ближайшем
окружении. Например: «Ковер, какой ты по рельефу?» Дети трогают и сами
говорят: «Мягкий, шероховатый, колючий». Педагог побуждает детей
повторять: «Ковер по рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце
по рельефу шероховатое». Активизация словаря: в речь ребенка включаются
слова: пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый, остро, тупо,
твердо, пупырчато, заострился, распушился и т. д. Педагог задает вопросы
детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать о рельефе объекта?» Дети:
«Потрогать руками, руки – помощники умной головы». Внесение значка,
который схематично изображает признак «рельеф».
8. Признак веса
Теория: Знакомство с признаком веса.
Практика: Организовать «поиск» значений признака «вес» в ближайшем
окружении. Например: «Кукла, какая ты по весу?», «Какие по весу
ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками объекты,

взвешивают их относительно друг друга и сами говорят: «Кукла не тяжелая,
потому что не трудно ее держать в руках», «Правый и левый ботинок весят
одинаково», «Стол я не могу поднять, он тяжелее стула». Активизация
словаря: в речь ребенка включаются прилагательные тяжелый, легкий,
одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело,
легко и др. Педагог задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать
про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в одной
и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной головы».
Внесение значка, который схематично изображает признак «вес».
Учебный (тематический) план для воспитанников 4-5 года жизни
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

1.

Мониторинг

3

2.

Объект и его признаки

20

9

2.

Противоречия

9

3

3.

Система

4

1

36

13

Форма
аттестации/
практика контроля
3
Наблюдение,
игровая
ситуация
11
Игровая
ситуация,
беседа
6
Игровая
ситуация,
беседа
3
Игровая
ситуация,
беседа
23

Содержание учебного (тематического) плана для обучающихся 4-5 года жизни
1. Объект и его признаки.
Теория. Алгоритмы составления сравнений по признакам. Признаки,
воспринимаемые на ощупь: влажность, рельеф, температура, форма и т.д
Алгоритмы составления сравнений, загадок. Понятие 12 имени признака
(вопроса) и значения (ответа). Правила классификации. Превращение
обычного в необычное.
Практика. Задания, игровые упражнения. Создание загадочных объектов.
Составление сравнений по алгоритму. Задачи на определение значений
признаков. Задания, игровые упражнения. Превращение обычного в
необычное. загадывание и отгадывание объектов по их образам, игровые
упражнения «Найди пару», «Загадочные прятки», «Что я знаю», «Четвертый

лишний»
2. Противоречия
Теория: Противоречия в предметах, погоде, ситуациях, размере,
количестве;
Практика: игры: «Разбежались», «Солнышко и дождик», «Осень и
лето», «Пинг –понг», «Большой, маленький», «Карлики и великаны», «Много
–мало». «Числовая да- нет-ка», «Скажи наоборот», «Детективные истории»
2.Система
Теория: Система дерево, система салат, система дом, система растение,
система зима, система человек, подсистемы матрешки, система машина.
Практика: «Назови целое по его частям», «Готовим фруктовый салат»,
конструирование –игра «Строим дом», «Найди пару», «Найди отличительные
признаки», «Дорисуй картинку», игра «Что общего?», «Кто больше?»,
«Собери робота», «Руки, ноги, голова», «Перепутанка», «Собери матрешку»,
«Конструктор», «Загадки», проект «Автомобиль будущего»
Учебный (тематический) план для обучающихся 5-6 года жизни
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Мониторинг

4

2.

Противоречия

8

3

5

3.

Система (функции системы)

13

5

8

4.

Метод маленьких человечков

6

2

4

5.

Сочинение загадок, сказок

5

2

3

36

12

24

4

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение,
игровая
ситуация
Игровая
ситуация,
беседа
Игровая
ситуация,
беседа
Игровая
ситуация,
беседа,
экспериментал
ьная
деятельность
Игровая
ситуация,
беседа

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 5-6 года жизни
№

Дата

1.

Сентябрь

Тема занятия
Мониторинг

Кол-во
часов
2

Форма контроля
Наблюдение, игровая

Октябрь

3

4

5

6

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Противоречия в погоде

1

Противоречия в предметах

1

Противоречия в предметах
(продолжение)
Противоречия в ситуациях

1

Противоречия в размерах

1

Противоречия в количествах

1

Противоположные признаки

1

Обобщающее занятие по
противоречиям
Подсистема человека

1

Подсистема в предметах

1

Подсистема в предметах

1

Обобщающее занятие по
подсистеме
Функции подсистем

1

«Системный оператор»

1

Надсистемы и подсистемы
объекта
Обобщающее занятие по
надсистемам и подсистемам
Прошлое

1

Будущее человека

1

Будущее предметов

1

Системный оператор

1

Обобщающее занятие по
системному оператору
Метод маленьких человечков
(ММЧ)

1

Метод ММЧ

1

1

1

1

1
1

1

ситуация
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность

7

8

9

Март

Апрель

Май

Твердые и жидкие человечки

1

Газообразные человечки

1

Цветные человечки

1

Обобщающее занятие по ММЧ

1

Анализ сказки по системному
оператору
Использование ресурсов для
сочинения сказки
Использование ресурсов для
сочинения загадок
Другая точка зрения

1

Обобщающее занятие за год

1

Мониторинг

2

1
1
1

Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
экспериментальная
деятельность
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа

Содержание учебного (тематического) плана
1. Противоречия
Теория: Противоречия в предметах, погоде, ситуациях, размере,
количестве;
Практика: игры: «Разбежались», «Солнышко и дождик», «Осень и
лето», «Пинг –понг», «Большой, маленький», «Карлики и великаны», «Много
–мало». «Числовая да- нет-ка», «Скажи наоборот», «Детективные истории»
2.Система
Теория: Система дерево, система салат, система дом, система растение,
система зима, система человек, подсистемы матрешки, система машина.
Практика: «Назови целое по его частям», «Готовим фруктовый салат»,
конструирование –игра «Строим дом», «Найди пару», «Найди отличительные
признаки», «Дорисуй картинку», игра «Что общего?», «Кто больше?»,

«Собери робота», «Руки, ноги, голова», «Перепутанка», «Собери матрешку»,
«Конструктор», «Загадки», проект «Автомобиль будущего»
3.Метод маленьких человечков
Теория: Кто такие маленькие человечки? твердые человечки, жидкие
человечки,

газообразные

человечки,

взаимосвязь

в

предметах

всех

человечков.
Практика: Игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали
покажем…», «Мы –маленькие человечки», «Кубик», «Компот», «Где живут
маленькие человечки»
4. Сочинение загадок
Теория: Алгоритм составления загадок
Практика: игры: «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус», «Угадай,
кто позвал», «Узнай меня».
Учебный (тематический) план для обучающихся 6-7 года жизни
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Мониторинг

4

2.

Приемы фантазирования

19

7

12

3.

Эвроритм, прогнозирование

8

2

6

4.

Классификация

5
36

2
11

3
25

4

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение,
игровая
ситуация
Игровая
ситуация,
беседа
Игровая
ситуация,
беседа

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 6-7 года жизни
№

Дата

1.

Сентябрь

Тема занятия
Мониторинг

Кол-во
часов
2

Повторение пройденного

1

Прием фантазирования

1

Форма контроля
Наблюдение, игровая
ситуация
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,

Октябрь

3

4

5

6

7

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

«Дробление-объединение»
Прием фантазирования
«Дробление-объединение»
(продолжение)
Метод фокальных объектов.

1

1

Метод фокальных объектов.

1

Прием фантазирования «Увеличение
– уменьшение».
Свойства и признаки объекта.

1

Свойства и признаки объекта.
(продолжение)
Развитие ассоциативности.

1

Развитие ассоциативности
(продолжение).

1

Прием фантазирования
«Оживление».
Волшебник Времени.

1

Волшебник Времени
(продолжение).
Морфологический анализ.

1

Прием фантазирования
«наоборот».

1

Сочинение сказок по приему «бином
фантазии».
Обобщающее занятие по приемам
фантазирования.
Рассказ по картинке: аналитикосинтетические виды работы.
Обобщающее занятие по рассказу по
картине.
Прогнозирование: объект
«Больница».
Прогнозирование: объект «Самолет».

1

Прогнозирование: объект «Магазин».

1

Прогнозирование: объект «Кафе»

1

Эвроритм: объект «Велосипед».

1

Эвроритм: объект «Мороженое».

1

Обобщающее занятие по
придумыванию
новых объектов.

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа

8

Апрель

Май

9

Классификация.

1

Классификация животного мира.

1

Сочинение сказок про животных.

1

Классификация растительного
мира.
Сочинение сказок про растения.

1

Обобщающее занятие за год.

1

Мониторинг

2

Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа
Игровая ситуация,
беседа

1

Содержание учебного (тематического) плана
для обучающихся 6-7 года жизни
1. Повторение пройденного
Теория: Противоречия в предметах, погоде, системный оператор, метод
«ММЧ».
Практика: игры: «Что изменилось?», «Противоречия», «Твердое,
жидкое, газообразное», «Пятиэкранка».
2. Приемы фантазирования
Теория:

Приемы

фантазирования:

«Дробление

и

объединение»,

«Увеличение и уменьшение», «Оживление», «Время», «Наоборот», «Бином
фантазии»
Практика: Знакомство с волшебниками. Игры: «Раздели - соедини», «Данетка», «Сказки-задачки», «Маленькое в большом», «Замри – отомри»,
«Времена года», «Фантазирование», «Наоборот», «Путаница времени», «Чем
похожи

различные?»,

«Необычное

животное»,

«Антонимы»,

«Перевертыши», «Путаница», «Волшебный мешочек», «Руки – ноги»,
«Проверка памяти».
3.Эвроритм, прогнозирование.
Теория:

Знакомство

прогнозирование

на

велосипед, мороженное.

с

примере

приемами
объекта

фантазирования
больница,

эвроритм

магазин,

и

самолет,

Практика: Игры: «Отгадывание задуманного слова», «Внимание»,
«Фантазеры», «Да-нетка», «Бывает – не бывает», «Больница будущего»,
«Магазин будущего», «Самолет будущего», «Кафе будущего». Противоречия
в объекте «Больница», «Магазин», «Самолет», «Кафе».
4. Классификация
Теория: систематизировать знания детей о различных классификациях,
научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании;
Практика: игры: «Летает – не летает», «Выделяем признак»,
«Волшебный мешочек», «Четвертый лишний», «Да-нетка», «Назови
растения», «Фантазирование», «Вопрошайка».
Краткое описание общей методики работы
Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также
положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу
обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа
«ТРИЗОРИК» – это программа коллективных игр и занятий. Основным
средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не
должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он
должен учить ее находить. Ведь основная задача использования ТРИЗтехнологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость
творческих открытий.
Описание используемых методов
Признаки объектов
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени
признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака.
Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение
имени признака».
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Педагог
предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет»

значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время
вместе с детьми.
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение
имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник
(анализатор) дает умной голове информацию.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки
ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по
влажности сухое.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Педагог
предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
Например:

ознакомление

с

именем

признака

«влажность».

Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от
имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок,
дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного
признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на
универсальном пособии.
Противоречия
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в
одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра
постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких
ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами
могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим
необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом

объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и
неудобно и т. д.
2. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у
ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к
однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном
случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый
должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону
объекта или явления. (Игра «Белое и черное»)
3. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых
объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и
отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти
объекты и явления. («Я оптимист», «Я пессимист»)
4. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе
игры одна команда называет только положительные, а другая только
отрицательные

стороны

объекта

или

явления,

предложенного

для

обсуждения. (Игра «Диспут», «Интервью»)
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ,
позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами
и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо
усваивается дошкольниками. (Игра «Скажи наоборот», «Антонимы»)
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ,
позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами
и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо
усваивается дошкольниками. (Игра «Скажи наоборот», «Антонимы»)
Системный оператор
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет
рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование
приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного
анализа,

системное

мышление,

или

многоэкранное

мышление»

(Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о
будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не
делать ошибок в будущем.
Основные понятия.
Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать,
что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление –
это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является
частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет
свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее
(например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары,
сиденья,

бампер

и

др.; система:

Дождь, подсистема: туча,

капли

воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из
подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может
(Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет
цвести и плодоносить и т.д.)
Надсистема – это более крупная система, частью которой является
рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может
относиться

к

родовой

классификации

«растение»)

или по

месту

расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)
Алгоритм работы над темой.
1.

Предлагаем ребенку объект – систему. Выявляем его

функцию, назначение.
2.

Рассматриваем, выделяем подсистемы (части объекта).

3.

Определяем функции подсистем.

4.

Определяем надсистему.

Составление загадок и сказок
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является
загадка. На материале загадок можно решить множество методических
проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения

моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение
загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
Алгоритм работы над темой.
1.

Начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники»

(анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус»,
«Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».
У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов
могут быть «считаны» разными органами чувств.
2. Составление загадок.
Для составления загадок предлагают детям три основных модели.
Вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки и
предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. Какой? Что бывает таким же?
Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?
Модель 3. На что похоже? Чем отличается?
3. Самостоятельная работа дошкольника.
Для составления загадки выбирается объект. Далее, ребенок выбирает с
помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку.
Выбрав

«волшебника»,

ребенок

самостоятельно

отбирает

признаки.

Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому
признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без
изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.
Волшебник

«Я

вижу»:

признаки

цвета,

формы,

по

рельефу

(поверхности объекта).
Сравнения по цвету; по рельефу (поверхности объекта); по цвету.
Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям
признаков и заполняет правые строчки таблицы. Получается загадка.
Педагог

стимулирует

детскую

речевую

активность,

предлагает

использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и
метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую

характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для
сравнения.
Метод маленьких человечков
Суть методики состоит в том, что дети представляют себе маленьких
человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.
Игра

в

маленьких

человечков

развивает

у

детей

внимание,

наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.
Алгоритм работы над темой.
Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько
этапов.
1. Педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают
твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям.
Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью
нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие
человечки являются

своеобразными «кирпичиками»,

а

при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).
2. Моделирование объектов и явлений, состоящие из сочетания
разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.
4.Схематизация. Схема в отличие от механической модели позволяет
показать взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького
человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с
помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким
образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.
Метод прогнозирование и эвроритм.
Прогнозирование – прием фантазирования, при котором будущее
объекта рассматривается на трех уровнях:
1. В объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые
есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не
будут ломаться.

2. Объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи
и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.
3. Объекта нет и функция не нужна. Например, карандашей нет,
чертить и рисовать не нужно, как это может быть?
Эвроритм

–

прием

фантазирования,

при

котором

объект

рассматривается в последовательности:
 Функция объекта, противоречия в объекте.
 Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких
вариантов не существует).
 Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие
последствия этого могут быть.
 Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.
 Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.
 Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта
с другими (можно произвольными).
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на
исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор
приема – Вайтинг Ч. (США).
Морфологический анализ
Морфологический анализ – прием фантазирования объекта, при
котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем
придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены
эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных
вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).

1.4.

Планируемые результаты

метапредметные результаты:
–

ребенок знает имена признаков и их значение.

- у ребенка обогащается круг представлений, расширяется кругозор
- ребенок аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивает
свою позицию;
- у ребенка развито творческое воображение
- речь становится разнообразной и логичной, увеличивается словарный
запас;
личностные результаты:
–

-

ребенок проявляет интерес к играм, любознателен;

ребенок

способен

к

принятию

собственных

решений,

опираясь на свои представления и умения;
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели;
- способен преодолевать застенчивость, замкнутость, робость
- ребенок имеет навыки социально - коммуникативного общения.
предметные результаты:
- владеет основными способами познания, имеет

некоторый опыт

деятельности и запас представлений об окружающем; с
воспитателя

активно

включается

в

помощью

деятельность

экспериментирования;
- отличается высокой активностью и любознательностью. Задает
много вопросов поискового

характера: «Почему?», «Зачем?», «Для

чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном
мире;
- в процессе

совместной исследовательской деятельности активно

познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов
природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в
видовые категории с указанием характерных признаков;
- ребенок осуществляет логические операции сравнения, анализа,
обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
- Программа реализуется в учебных кабинетах ОУ:
Комната «Развивай - ка»;
Комната интерактивного обучения;
- Столы, стулья (для всех детей);
- Телевизор;
- Интерактивная доска;
- Средства обучения:
предметные картинки;
комплекты дидактических пособий;
игровые пособия для проведения подвижных, сюжетно –ролевых и
творческих игр;
Информационное обеспечение:
Доступ специалистов, реализующих Программу, к информационным
системам,

информационно-телекоммуникационным

электронной

библиотеки

методических

материалов,

сетям;

наличие

мультимедийных

пособий, интерактивных игр
кадровое обеспечение:
ФИО
Атоманова О.В.

должность
Педагог-психолог

образование
высшее

стаж
8 лет

Методические материалы:
Владимирова Т.В., Методика ознакомления дошкольников с явлениями
неживой природы «Шаг в неизвестность».
Гин А. А., Задачки-сказки от кота Потряскина.
Гин

С.И.,

Методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений. Занятия по ТРИЗ в детском саду.
Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для
воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018

Измайлова Е.И., Методическое пособие по развитию мышления и речи
старших дошкольников «Учимся думать и запоминать (Технология ТРИЗ)».
Сидорчук Т.А., Методический комплекс

по освоению детьми

способов познания «Я познаю мир».
Сидорчук Т.А., Сборник методических материалов «Лучик нового».
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- Участие в родительских собраниях.
- Ведение рабочей документации.
- Осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности детей
во время проведения занятий.
Мониторинг осуществляется в заполнение формы маршрутного листа для
работы с детьми 3-4 лет (приложение 1). По горизонтали в маршрутном
листе обозначены номера учебных недель от 1 недели до 36 недели (с начала
сентября по конец мая). По вертикали маршрутного листа - краткие названия
технологических карт. Цифровые обозначения на поле маршрутного листа –
номера шагов технологических карт, подлежащих усвоению в данный период
времени.
Цель мониторинга: фиксация темпов и особенностей освоения шагов
технологических карт конкретным ребенком и группой в целом в
определенный период.
Итоги наблюдений за освоением детьми шагов технологических карт
воспитатель заносит в лист мониторинга. Форма листа (приложение 2).
Прохождение каждого шага технологических карт фиксируется «+» или
«–», которые ставятся напротив фамилии ребенка.
В

нижней

строке

листа

мониторинга

педагог

подсчитывает

количество детей, которые прошли данный шаг технологической карты.
Высчитываются проценты освоения этапов работы.
В разделе «Выводы и рекомендации» педагог в текстовой форме
записывает выявленные недочеты и достижения в этот период,
обозначает задачи для последующей работы в группе.

Итоговый мониторинг осуществляется на 35 – 36 учебной неделе (в конце
мая). Его можно проводить в форме игры и творческих заданий, в которых
дети демонстрируют уровни освоения шагов технологических карт.
Основным показателем уровня творческого мышления человека
является умение работать с проблемными ситуациями (творческими
задачами). Именно этот показатель является основным при определении
качества

педагогических

программе.

Поэтому

для

воздействий,
проведения

разработанных

диагностики

в

используется

диагностический комплекс «Определение уровня способности детей 4 – 7 лет
к работе с проблемными ситуациями», составленная Н.В. Хижняк, Н.М.
Журавлевой под руководством к.п.н. Т.А. Сидорчук.
Диагностика

сертифицирована

и

выдано

авторское

право

(Регистрационный лист на авторское произведение № 09.07.2007 А 02 от 9
июля 07 выдан НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и
патентоведения»). Исследование по данной методике проводится два раза в
год: входная диагностика в начале учебного года, итоговая диагностика в
конце учебного года. По четырем показателям - гибкость, глубина,
оригинальность и критичность - определяется уровень способностей
работы с проблемной ситуацией, который выражается в следующих
значениях:
0 –1,2 балла – низкий уровень;
1,3 – 2,1 балла – средний уровень;
2,2 – 3 балла – высокий уровень способностей к решению проблем.
Результаты диагностики каждой группы заносятся педагогом в протокол
результатов диагностики уровня способности к решению проблем и
доводятся до сведения родителей. Причем, результаты общегрупповые и
рекомендации

по

итогам

обследования

(таблица

№2)

оглашаются на родительском собрании или групповой консультации, а
результаты конкретного ребенка (таблица № 1) обсуждаются индивидуально
с его родителями.

Рекомендуется проводить исследование два раза в год: в начале и в
конце учебного года. Тексты проблемных ситуаций необходимо брать как
реального, так и фантастического планов. Предъявленные ситуации на всех
процедурах исследования должны быть понятны детям и по смыслу
похожими, но конкретная сюжетная линия не должна повторяться.
Подбор творческих задач производит сам педагог при условии, что данные
ситуации ранее не обсуждались.

Приложение № 1

ФОРМА МАРШРУТНОГО ЛИСТА для работы с детьми 3-4 лет
4

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

5 6 7 8

9 1 1 1
0 1 2

1 1 1 1
3 4 5 6

1 1 1 2
7 8 9 0

2 2 2 2
1 2 3 4

2 2 2 2
5 6 7 8

2 3 3 3
9 0 1 2

Анализаторы,
эмоции

Имена признаков

Тактильный
Зрительный
Обоняние
Слуховой
Вкусовой
Эмоции
Влажность
Температура
Рельеф
Цвет
Форма
Размер
Часть
Вес
Восполняющий

Описательный
Каузальный
Оценочный
Увеличение Уменьшение

Прие
мы
типо
вого
фант
азиро
вани
я

Вопросы

Количество

Оживление -

Май

3
3

3
4

3
5

3
6

мониторинг

3

Ноябрь

1 Монитор

№ недели 1 2

Октябрь

итоговый

Сентябрь

окаменение
Специализация
Универсализаци
я
Дробление объединение
Волшебники
времени

Зеркало
Времени
Машина
времени

Приложение 2
ЛИСТ МОНИТОРИНГА
НА ____________ МЕСЯЦ
№
п/п

________________

Фамилия,
Имя ребенка

1
3
4
5
6
7
8
9
10

2 – ой мл.группы

Анализаторы
Тактильный

1
2

УЧ.ГОДА

2

3

4

Признаки

Зрительный
1

2

3

4

Температура
1

2

3

Влажность
4

1

2

3

Рельеф
4

1

2

3

Цвет
4

1

2

3

4

Вопро
ы
Воспо
н.
1 2

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Выводы и рекомендации
Итоговый результат

Приложение 2.
Примеры творческих задач
Реальные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения:
«Ты попал в огромный магазин и там потерялся. Что будешь делать?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года
обучения: «На праздничной площади много людей. Родители потерялись.
Что будешь делать?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения:
«Ребята заблудились в лесу. Что им делать?».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года
обучения: «С родителями поехал в другую страну и потерялся в большом
городе. Языка не знаешь. Что будешь делать?».
Сказочные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения:
«Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а
надеть надо. Как в ней погулять?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года
обучения: «Мальчику подарили новую рубашку. Только он ее надевает – все
части разлетаются в разные стороны. Другой рубашки нет. Как в ней пойти
на улицу?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения:
«Наступают холода. Тебе купили новые варежки. Как только ты до них
дотрагиваешься – они убегают. Как в них пойти играть на улицу? Других
варежек нет».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года
обучения: «Тебе подарили портфель. Как только ты до него дотрагиваешься –
все школьные принадлежности выскакивают. Как тебе пойти с этим
портфелем в школу?».
Процедура обследования
Детям предлагаются две проблемные ситуации: реальная и
фантастическая.
Обязательным условием исследования является выбор педагогом для
всех детей одной и той же ситуации. При решении реальной задачи ребенок
демонстрирует не только прагматичность ума и житейский опыт, но и
способность
к
пониманию,
принятию
и
решению

проблемной
ситуации, актуальной для него. Таким образом проверяется умение работать
с
проблемной
ситуацией
в
зоне
актуального
развития.
Вторая группа ситуаций (фантастических) направлена на выяснение уровня
воображения ребенка, сформированности диалектических мыслительных
операций и может служить определением уровня опережающего развития.
1 этап обследования. Диагностика на гибкость, глубину и
оригинальность проводится одновременно (количество детей должно
совпадать с количеством взрослых). Ответы каждого ребенка записывались
на отдельном листе одним взрослым.
2 этап обследования проводится в этот же день. Диагностика
определения уровня критичности у ребенка осуществляется педагогом
индивидуально с каждым дошкольником.
Предъявляется четыре варианта решения (вербально + схема)
проблемной ситуации для реальной задачи и четыре – для фантастической.
Ребенок выбирает из 4 вариантов тот, который считает лучшим.
Примеры вариантов решения творческих задач, которые
предъявляются конкретному ребенку вербально и схематически.
Решения для реальной ситуации: «Ребята заблудились в лесу. Что им
делать?».
1. Залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу.
2. Сидеть и ждать на одном месте, когда найдут.
3. Кричать и звать на помощь.
4. Разбежаться в разные стороны для поиска дороги.
Решения для сказочной ситуации: «Купили шапку девочке, а она
спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?».
1. Привязать шапку к голове шарфом.
2. Подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней идти гулять.
3. Вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове.
4. Ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове.
Обработка диагностических данных
Ответы детей обрабатываются следующим образом: напротив,
решения, высказанного ребенком, ставится название приема разрешения
противоречий. В общей сложности (по Г.Альтшуллеру) приемов разрешения
противоречий – 9 (во времени, в пространстве, в подсистеме, объединение с
другой системой, на микроуровне, смена агрегатного состояния, наоборот,
модель, по сравнению).
В реальной и фантастической ситуациях дети могли использовать от 4
до 6 приемов.
Обработка первого этапа обследования
Заполнение протокола начинается с внесения
показателей использования приема.

количественных

С помощью математических подсчетов определяется гибкость,
глубина, оригинальность. Подсчет ведется, исходя из количества
обследуемых детей и конкретных их ответов.
ГИБКОСТЬ.
Общее правило:
если ребенок использовал 1 прием - назначается 1 балл; 2 - 3 приема – 2
балла;
от 4 и более – 3 балла.
ГЛУБИНА.
Общее правило: степень овладения приемом, то есть сколько вариантов
решений по одному приему дает 1 ребенок.
1 решение в конкретном приеме – 1 баллов;
2- 3 решения в одном или нескольких приемах – 2 балла;
4 и более решений в одном и более приемах – 3 балла.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Общее правило: три балла назначается в том случае, если ребенок
использовал прием, который указали от 1% до 10% детей группы;
два балла – если от 11% до 30% детей;
один балл – от 31 % до 50 %;
ноль баллов – 51 % детей группы и выше – оригинальность
отсутствует.
Обработка второго этапа обследования.
В этот же день (целесообразнее сразу после 1 этапа обследования)
производится
обследование
каждого
ребенка
на
критичность.
КРИТИЧНОСТЬ. Вниманию детей представляется четыре решения и
предлагается выбрать идеальное – самое лучшее, не требующее больших
ресурсов и времени.
Баллы назначаются по степени ранга: 3 балла – идеальное решение,
2 балла – близкое к идеальному, 1 балл – наиболее затратные по ресурсам, 0
баллов – по ресурсам времени, стоимости или размера самое неэффективное.
Например.
Количество баллов по выбранному решению для реальной ситуации:
«Ребята заблудились в лесу. Что им делать?»
залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу – 1 балл;
сидеть и ждать на одном месте, когда найдут – 2 балла;
кричать и звать на помощь – 3 балла;
разбежаться в разные стороны для поиска дороги – 0 баллов.
Количество баллов по выбранному решению для сказочной ситуации:
«Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а
надеть надо. Как в ней погулять?»
привязать шапку к голове шарфом – 2 балла;
подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней гулять - 0 баллов;
вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове – 3
балла;
ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове – 1 балл.

Ведется подсчет количества баллов по реальной ситуации и отдельно
по фантастической. Сумма делится на 4 (по количеству показателей:
гибкость, глубина, оригинальность и критичность). Определяется уровень
способностей работы с проблемной ситуацией:
0 –1,2 балла – низкий уровень;
1,3 – 2,1 балла – средний уровень;
2,2 – 3 балла – высокий уровень способностей к решению проблем.
После проведения диагностических процедур педагогом заполняется
протокол результатов диагностики уровня способности к решению проблем:
таблица № 1 «Индивидуальные результаты» и таблица № 2 «Общегрупповые
результаты» (см. ниже). По итогам диагностики педагог формулирует
рекомендации по работе с группой на новый учебный год и дает
индивидуальные рекомендации родителям по развитию творческого
мышления и воображения ребенка.

3.

Список литературы:

Для педагогов:
Альтшуллер Г.С. ТРИЗ – РТВ в ДОУ.
Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления
дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. — Гуткович И. Я.
— Ульяновск, 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М.,1991.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.
Вып.2
Гин С. И. Методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений «Занятия по ТРИЗ в детском саду». - Издательство: ИВЦ
Минфина, 2007.
Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для
воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018
Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего
возраста «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольников.
Издательство: Дом Федорова, 2010 г.
Сидорчук

Т.А.

Методика

формирования

у

дошкольников

классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук,
С.В. Лелюх. — М.: Изд-во: Аркти, 2010.
Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению
детьми способов познания. - Ульяновск, 2014.
Для родителей:
Гин А. А., Задачки-сказки от кота Потряскина, Издательство: ВитаПресс, 2002.

«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук,
Челябинск, 2000г.
Приложение 1.
Примеры творческих задач
Реальные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения:
«Ты попал в огромный магазин и там потерялся. Что будешь делать?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года
обучения: «На праздничной площади много людей. Родители потерялись.
Что будешь делать?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения:
«Ребята заблудились в лесу. Что им делать?».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года
обучения: «С родителями поехал в другую страну и потерялся в большом
городе. Языка не знаешь. Что будешь делать?».
Сказочные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения:
«Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а
надеть надо. Как в ней погулять?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года
обучения: «Мальчику подарили новую рубашку. Только он ее надевает – все
части разлетаются в разные стороны. Другой рубашки нет. Как в ней пойти
на улицу?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения:
«Наступают холода. Тебе купили новые варежки. Как только ты до них
дотрагиваешься – они убегают. Как в них пойти играть на улицу? Других
варежек нет».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года
обучения: «Тебе подарили портфель. Как только ты до него дотрагиваешься –
все школьные принадлежности выскакивают. Как тебе пойти с этим
портфелем в школу?».
Процедура обследования
Детям предлагаются две проблемные ситуации: реальная и
фантастическая.
Обязательным условием исследования является выбор педагогом для
всех детей одной и той же ситуации. При решении реальной задачи ребенок
демонстрирует не только прагматичность ума и житейский опыт, но и
способность к пониманию, принятию и решению проблемной
ситуации, актуальной для него. Таким образом проверяется умение работать
с
проблемной
ситуацией
в
зоне
актуального
развития.
Вторая группа ситуаций (фантастических) направлена на выяснение уровня

воображения ребенка, сформированности диалектических мыслительных
операций и может служить определением уровня опережающего развития.
1 этап обследования. Диагностика на гибкость, глубину и
оригинальность проводится одновременно (количество детей должно
совпадать с количеством взрослых). Ответы каждого ребенка записывались
на отдельном листе одним взрослым.
2 этап обследования проводится в этот же день. Диагностика
определения уровня критичности у ребенка осуществляется педагогом
индивидуально с каждым дошкольником.
Предъявляется четыре варианта решения (вербально + схема)
проблемной ситуации для реальной задачи и четыре – для фантастической.
Ребенок выбирает из 4 вариантов тот, который считает лучшим.
Примеры вариантов решения творческих задач, которые
предъявляются конкретному ребенку вербально и схематически.
Решения для реальной ситуации: «Ребята заблудились в лесу. Что им
делать?».
1. Залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу.
2. Сидеть и ждать на одном месте, когда найдут.
3. Кричать и звать на помощь.
4. Разбежаться в разные стороны для поиска дороги.
Решения для сказочной ситуации: «Купили шапку девочке, а она
спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?».
1. Привязать шапку к голове шарфом.
2. Подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней идти гулять.
3. Вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове.
4. Ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове.
Обработка диагностических данных
Ответы детей обрабатываются следующим образом: напротив,
решения, высказанного ребенком, ставится название приема разрешения
противоречий. В общей сложности (по Г.Альтшуллеру) приемов разрешения
противоречий – 9 (во времени, в пространстве, в подсистеме, объединение с
другой системой, на микроуровне, смена агрегатного состояния, наоборот,
модель, по сравнению).
В реальной и фантастической ситуациях дети могли использовать от 4
до 6 приемов.
Обработка первого этапа обследования
Заполнение протокола начинается с внесения количественных
показателей использования приема.
С помощью математических подсчетов определяется гибкость,
глубина, оригинальность. Подсчет ведется, исходя из количества
обследуемых детей и конкретных их ответов.
ГИБКОСТЬ.
Общее правило:

если ребенок использовал 1 прием - назначается 1 балл; 2 - 3 приема – 2
балла;
от 4 и более – 3 балла.
ГЛУБИНА.
Общее правило: степень овладения приемом, то есть сколько вариантов
решений по одному приему дает 1 ребенок.
1 решение в конкретном приеме – 1 баллов;
2- 3 решения в одном или нескольких приемах – 2 балла;
4 и более решений в одном и более приемах – 3 балла.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Общее правило: три балла назначается в том случае, если ребенок
использовал прием, который указали от 1% до 10% детей группы;
два балла – если от 11% до 30% детей;
один балл – от 31 % до 50 %;
ноль баллов – 51 % детей группы и выше – оригинальность
отсутствует.
Обработка второго этапа обследования.
В этот же день (целесообразнее сразу после 1 этапа обследования)
производится
обследование
каждого
ребенка
на
критичность.
КРИТИЧНОСТЬ. Вниманию детей представляется четыре решения и
предлагается выбрать идеальное – самое лучшее, не требующее больших
ресурсов и времени.
Баллы назначаются по степени ранга: 3 балла – идеальное решение,
2 балла – близкое к идеальному, 1 балл – наиболее затратные по ресурсам, 0
баллов – по ресурсам времени, стоимости или размера самое неэффективное.
Например.
Количество баллов по выбранному решению для реальной ситуации:
«Ребята заблудились в лесу. Что им делать?»
залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу – 1 балл;
сидеть и ждать на одном месте, когда найдут – 2 балла;
кричать и звать на помощь – 3 балла;
разбежаться в разные стороны для поиска дороги – 0 баллов.
Количество баллов по выбранному решению для сказочной ситуации:
«Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а
надеть надо. Как в ней погулять?»
привязать шапку к голове шарфом – 2 балла;
подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней гулять - 0 баллов;
вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове – 3
балла;
ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове – 1 балл.
Ведется подсчет количества баллов по реальной ситуации и отдельно
по фантастической. Сумма делится на 4 (по количеству показателей:
гибкость, глубина, оригинальность и критичность). Определяется уровень
способностей работы с проблемной ситуацией:
0 –1,2 балла – низкий уровень;

1,3 – 2,1 балла – средний уровень;
2,2 – 3 балла – высокий уровень способностей к решению проблем.
После проведения диагностических процедур педагогом заполняется
протокол результатов диагностики уровня способности к решению проблем:
таблица № 1 «Индивидуальные результаты» и таблица № 2 «Общегрупповые
результаты» (см. ниже). По итогам диагностики педагог формулирует
рекомендации по работе с группой на новый учебный год и дает
индивидуальные рекомендации родителям по развитию творческого
мышления и воображения ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».